Рельсы — стальные балки специального сечения, укладываемые на шпалах или других опорах для образования, как правило, двухниточного пути, по которому перемещается подвижной состав железнодорожного транспорта, городских железных дорог, специализированный состав в шахтах, карьерах, крановое оборудование.
Рельсы для железнодорожного транспорта изготавливаются из углеродистой стали. Наиболее распространены в России и странах СНГ рельсы следующих типов: Р50, Р65, Р75. Цифра в обозначении примерно соответствует весу одного погонного метра рельса в килограммах. Длина стандартного железнодорожного рельса, производимого рельсопрокатными заводами в России, составляет 12,5 и 25 метров.
Наименование |
ед. измерения |
кг/м |
ГОСТ, ТУ скачать |
Чертеж |
Рельсы Р 65, Т1, 12,5/25 м |
тн |
64,88 |
ГОСТ Р51685-2000 |
|
Рельсы Р 65, Н, 12,5/25 м |
тн |
64,88 |
ГОСТ Р51685-2000 |
|
Рельсы РП 65, Т, 12,5/25 м |
тн |
64,88 |
ГОСТ Р51045-97 |
|
Рельсы РП 65, Н, 12,5/25 м |
тн |
64,88 |
ГОСТ Р51045-97 |
|
Рельсы Р 50, Т1, 12,5/25 м |
тн |
51,67 |
ГОСТ Р51685-2000 |
|
Рельсы Р 50, Н, 12,5/25 м |
тн |
51,67 |
ГОСТ Р51685-2000 |
|
Рельсы РП 50, Т, 12,5/25 м |
тн |
51,67 |
ГОСТ Р51045-97 |
|
Рельсы РП 50, Н, 12,5/25 м |
тн |
51,67 |
ГОСТ Р51045-97 |
|
Рельсы Р 43, Н, 12,5/25 м |
тн |
44,65 |
ГОСТ 7173-54 |
|
Рельсы Р 33 8 м |
тн |
33,48 |
ТУ 14-2Р-383-2004 |
|
Рельсы Р 24 8 м |
тн |
24,9 |
ГОСТ 6368-82 |
|
Рельсы Р 18 8 м |
тн |
18,06 |
ГОСТ 6368-82 |
|
Рельсы КР 80 11 м |
тн |
64,24 |
ГОСТ 4121-96 ТУ 14-2Р-393-2005 |
|
Рельсы КР 70 11 м |
тн |
46,1 |
ГОСТ 4121-96 |
|
Рельсы КР 100 11 м |
тн |
89,05 |
ГОСТ 4121-96 ТУ 14-2Р-393-2005 |
|
Рельсы КР 120 11 м |
тн |
118,29 |
ГОСТ 4121-96 ТУ 14-2Р-393-2005 |
|
Рельсы КР 140 11 м |
тн |
141,7 |
ГОСТ 4121-96 |
|
Рельсы Т 62 12,5 м |
тн |
62.05 |
ТУ 14-2Р-320-96 |
Рельсы старогодные
Старогодные рельсы – это рельсы повторно используемые для укладки в путь, которые должны отвечать следующим требованиям:
-
Указаний об использовании старогодных рельсов на железных дорогах МПС России;
-
Технических указаний по перекладке термоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75 в звеньевом пути;
-
Технических указаний по перекладке рельсовых плетей бесстыкового пути, сваренных из термоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75;
-
Технических указаний по шлифованию рельсов;
-
Нормативных требований для проведения шлифовки рельсов в системе ведения рельсового хозяйства железных дорог РФ.
Основным критерием отнесения рельсов к той или иной группе годности является нормативная наработка тоннажа Тн, которая для рельсов типа Р65 в среднем составляет 500 млн. т. брутто.
ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ГРУППУ ГОДНОСТИ СТАРОГОДНЫХ РЕЛЬСОВ
Наименование показателей |
Предельная величина показателей для рельсов типов и групп годности |
||||
Р75, Р65 |
Р50 |
||||
I |
II |
III |
III-5 |
I |
|
Наработка тоннажа, млн.т. брутто |
до 500 |
до 20% сверх 500 |
более 20% до 50% сверх 500 |
Более 50% сверх 500 |
до 400 |
Вертикальный износ головки, мм, не более |
4 |
5 |
6 |
10 |
5 |
Глубина плавных вмятин и забоин на поверхности, мм, не более |
|||||
головки |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
подошвы |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Плавный износ кромки подошвы от костылей, мм, не более |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
Уменьшение толщины подошвы от коррозии, мм, не более |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
Равномерный наплыв металла на головке без трещин и |
|||||
расслоений, мм, не более: |
|||||
со стороны рабочей грани |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
со стороны нерабочей грани |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Глубина волнообразного износа поверхности катания |
|||||
головки на длине 1 м, мм, не более |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
3,0 |
1,0 |
Седловины, мм, не более |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
3,0 |
1,0 |
Вертикальное смятие головки в сумме с провисанием |
|||||
концов, мм, не более |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
3,0 |
1,0 |
Скрученность рельсов (доля от длины рельса) |
1/5000 |
1/5000 |
1/5000 |
1/5000 |
1/5000 |
СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ СТАРОГОДНЫХ ТЕРМИЧЕСКИ УПРОЧНЕННЫХ РЕЛЬСОВ
Типы рельсов |
Группы годности рельсов |
Класс |
Группа и категория пути |
Способ использования рельсов |
|
Р 65 Р 75 |
I-A |
I-3 |
Без ограничений |
О |
|
I, I-И, I-АИ |
3 |
А6, Б5, Б6, В4, В5, Г3, Г4, Д2, Д3, Д4 |
О, Р, РС, К |
||
II |
3 |
Б5, Б6, В4, В5 |
О, Р, РС, К |
|
|
4 |
В6, Г5,Г6 |
О, Р, РС, К |
|
||
II-И, III, III-И |
4 |
Г6, Д5, Д6 |
О, Р, РС, К |
|
|
II-И, III-И, III-Т, III-ТИ |
5 |
А7, Б7, В7, Г7, Д7 |
О, Р, РС, К |
||
Р 50 |
I, I-И |
4 |
Г6, Д5, Д6 |
О, Р, РС |
|
II, II-И |
5 |
Д6, Д7 |
О, Р, РС |
|
|
III, III-И |
5 |
Д7 |
О, Р, РС |
|
|
Р 43 |
II, III, III-И |
5 |
Д7 |
О |
|
Примечания:
- Нетермоупрочненые рельсы I-II групп годности повторно используются на путях 4 класса, а III и III-Т - на путях 5 класса.
- О - одиночная замена; Р- сплошная замена; РС - сплошная замена рельсов, сопровождаемая средним ремо��том пути; К - капитальный ремонт пути.
С более подробной информацией вы можете ознакомиться в Приказе МПС России от 10.10.2003 N ЦПТ-80/350.