Железнодорожный крепёж — это изделия для крепления, применяемые в конструкциях верхнего строения пути железных дорог:
Основные функции рельсовых скреплений:
-
сохраняют неизменность ширины колеи;
-
противодействуют «угону» рельсов, т.е. предотвращают перемещение рельсов в продольном направлении;
-
обеспечивают пространственную упругость пути, что влияет на уровень износа рельсов и колесных пар;
-
обеспечивают виброгашение, что влияет на интенсивность неравномерной осадки шпал;
-
обеспечивают возможность регулировки рельсовых нитей по высоте и в плане.
В составе ж/д крепежа следующие изделия: подкладки, накладки, болты, гайки, шайбы, шурупы, костыли, клеммы, противоугоны, втулки и т.д.
Подкладка
Подкладка — это составляющие рельсовых соединений. На подкладку может опираться рельс, вместе с которой прикрепляется к шпалам костылями и шурупами.
По сортаменту, химическому составу и механическим свойствам подкладки отвечают требованиям ГОСТ 12135-75, ГОСТ 8194-75, ГОСТ 3280-84, ГОСТ 380-94, ГОСТ 535-88.
Подкладки изготавливаются из полос, прокатанных из стали марок Ст4, Ст5 (ГОСТ 380-94, категории 2 и 3) по ГОСТ 535-88.
Для повышения коррозийной стойкости подкладки должны изготавливаться с массовой долей меди от 0,2 до 0,4%. Допускается изготовление подкладок из полос с массовой долей углерода в стали не менее 0,16%. При этом, суммарное количество углерода и 1/4 марганца должно составлять не менее 0,28%.
Поверхности прилегания подкладок к подошве рельсов и к шпале — плоские.
Наименование |
Назначение |
ГОСТ, ТУ |
Вес |
Чертеж |
Подкладки костыльного скрепления к железнодорожным рельсам. |
||||
Подкладка Д 65 |
входят в комплект узла костыльного скрепления рельсов типа Р75 и Р65 |
ГОСТ 8194-75 ГОСТ 3280-84 |
Длина 360 мм. Ширина 170 мм. Отверстий — 5. Вес одной шт. 7,66кг. Количество в 1 тонне 130 шт. |
|
Подкладка ДН 65 |
входят в комплект узла костыльного скрепления рельсов типа Р75 и Р65 |
ГОСТ 8194-75 |
Длина 380 мм. Ширина 170мм. Отверстий 5. Вес одной шт. 7,83кг. Количество в 1 тонне 127 шт. |
|
Подкладка ДН6-65 |
входят в комплект узла костыльного скрепления в кривых участках пути для рельсов типа Р75 и Р65 |
ГОСТ 8194-75 |
Длина 380 мм. Ширина 185 мм. Отверстий 6. Вес одной шт. 8.44кг. Количество в 1 тонне 118 шт. |
|
Подкладка СД 65 |
применяются в конструкциях костыльного скрепления железнодорожного пути на деревянных шпалах, где не требуется наклон рельсовых нитей |
ГОСТ 8194-75 ГОСТ 3280-84 |
Длина 330 мм. Ширина 170 мм. Отверстий 5. Вес одной шт. 7,22 кг. Количество в 1 тонне 139 шт. |
|
Подкладка КБ 65 |
входят в комплект узла раздельного промежуточного скрепления на железобетонных шпалах для рельсов типа Р75 и Р65 |
ГОСТ 16277-93 ТУ 14-2Р-294-94 |
Длина 370 мм. Ширина 140 мм. Отверстий 2. Вес одной шт. 7,0 кг. Количество в 1 тонне 143 шт. |
|
Подкладка КД 65 |
входят в комплект узла раздельного промежуточного скрепления КД65 на деревянных шпалах с рельсами типов Р75 и Р65 |
ГОСТ 16277-93 ТУ 32-ЦП-820-97 |
Длина 380 мм. Ширина 185 мм. Отверстий 6. Вес одной шт. 9,6 кг. Количество в 1 тонне 118 шт. |
|
Подкладка СК 65 |
входят в комплект узла раздельного рельсового скрепления на деревянных и железобетонных шпалах, а также в конструкции шурупного скрепления стрелочных переводов. |
ГОСТ 16277-93 ТУ 14-2Р-322-96 |
Длина 370 мм. Ширина 165 мм. Отверстий 4. Вес одной шт. 8,4 кг. Количество в 1 тонне 119 шт. |
|
Подкладка КБ 50 |
входят в комплект узла раздельного промежуточного скрепления КБ50 на железобетонных шпалах для рельсов типа Р50 |
ГОСТ 16277-93 |
Длина 370 мм. Ширина 140 мм. Отверстий 2. Вес одной шт. 6,95 кг. Количество в 1 тонне 143 шт. |
|
Подкладка СК 50 |
входят в комплект узла ��аздельного рельсового скрепления на деревянных и железобетонных шпалах, а также в конструкции шурупного скрепления стрелочных переводов. |
ГОСТ 16277-93 |
Длина 370 мм. Ширина 165 мм. Отверстий 4. Вес одной шт. 8,4 кг. Количество в 1 тонне 119 шт. |
|
Подкладка Д 50 |
входят в комплект узла костыльного скрепления для рельсов типа Р50 |
ГОСТ 12135-75 ГОСТ 3280-84 |
Длина 310 мм. Ширина 170 мм. Отверстий 5. Вес одной шт. 6,2 кг. Количество в 1 тонне 161 шт. |
|
Подкладка СД 50 |
применяются в конструкциях костыльного скрепления железнодорожного пути на деревянных шпалах, где не требуется наклон рельсовых нитей. |
ГОСТ 12135-75 ГОСТ 3280-84 |
Длина 310 мм. Ширина 170 мм. Отверстий 5. Вес одной шт. 6,5 кг. Количество в 1 тонне 154 шт. |
|
Подкладка Д 43 |
входят в комплект узла костыльного скрепления рельсов типа Р43 |
ГОСТ 7056-77 |
Длина 290 мм. Ширина 160 мм. Отверстий 5. Вес одной шт. 5,26 кг. Количество в 1 тонне 190 шт. |
|
Подкладка Р 33 исполнение 1 |
входят в комплект узла костыльного скрепления рельсов типа Р33 |
ГОСТ 8142-89 ГОСТ 3280-94 |
Длина 185 мм. Ширина 150 мм. Отверстий 3. Вес одной шт. 2,83 кг. Количество в 1 тонне 353 шт. |
|
Подкладка Р 33 исполнение 2 |
входят в комплект узла костыльного скрепления рельсов типа Р33 |
ГОСТ 8142-89 ГОСТ 3280-94 |
Длина 185 мм. Ширина 150 мм. Отверстий 3. Вес одной шт. 2,83 кг. Количество в 1 тонне 353 шт. |
|
Подкладка Р 24 |
входят в комплект узла костыльного скрепления рельсов типа Р24 |
ГОСТ 8142-89 |
Длина 185 мм. Ширина 100 мм. Отверстий 3. Вес одной шт. 1,86 кг. Количество в 1 тонне 538 шт. |
|
Подкладка Р 18 |
входят в комплект узла костыльного скрепления рельсов типа Р18 |
ГОСТ 8142-89 |
Длина 185 мм. Ширина 100 мм. Отверстий 3. Вес одной шт. 1,855 кг. Количество в 1 тонне 540 шт. |
|
Накладки— это часть рельсового скрепления. Накладка крепится к рельсу стыковыми болтами, тем самым соединяя рельсы между собой.
Накладки — основной элемент болтовых стыков. В настоящее время применяются простые по форме двухголовые накладки, которые обеспечивают нормальную работу стыка плотным прилеганием и достаточным прижатием их рабочих граней к рельсу, а также своей длиной.
Двухголовые накладки почти повсеместно изготавливаются распирающими, т.е. они входят, как клин, между наклонными плоскостями головки и подошвы рельса, образующими пазухи. Это позволяет подтягиванием стыковых болтов выбирать зазоры между накладками и рельсами, обеспечивая необходимую плотность, заклинивая накладки в пазухе рельсов.
К рельсам Р-75 и Р-65 накладки изготавливают взаимозаменяемыми длиной 800 и 1000 мм — соответственно четырех- и шестидырные, а к рельсам Р-50 — длиной 820 мм только шестидырые.
В накладке чередуются круглые и овальные отверстия, предопределяя поочередную постановку болтов гайками то наружу колеи, то внутрь.
Накладки изготавливают из полностью раскисленной спокойной мартеновской стали М54 с содержанием углерода 0,45-0,62%, временным сопротивлением на разрыв не менее 860 МПа, пределом текучести — не менее 540 МПа, твердостью по Бринеллю в пределах 235-388 НВ.
У накладок второго сорта один торец замаркирован несмываемой красной краской с шириной полосы не менее 20 мм. Накладки 2-го сорта используются на промышленных путях.
Наименование |
Назначение |
ГОСТ, ТУ |
Вес |
Чертеж |
Накладки двухголовые к рельсам Р65, Р75. |
||||
Накладка 1Р65 |
входят в комплект узла стыкового костыльного скрепления рельсов типа Р65 |
ГОСТ 8193-73 |
Отверстий 6. Вес одной шт. 29,5 кг. Количество в 1 тонне 34 шт. |
|
Накладка 2Р-65 |
входят в комплект узла стыкового костыльного скрепления рельсов типа Р65 |
ГОСТ 8193-73 |
Отверстий 4. Вес одной шт. 23,78 кг. Количество в 1 тонне 42 шт. |
|
Накладки двухголовые к рельсам Р50. |
||||
Накладка 1Р50 |
входят в комплект узла стыкового костыльного скрепления рельсов типа Р50 |
ГОСТ 19128-73 |
Отверстий 6. Вес одной шт. 18,77 кг. Количество в 1 тонне 53 шт. |
|
Накладка 2Р50 |
входят в комплект узла стыкового костыльного скрепления рельсов типа Р50 |
ГОСТ 19128-73 |
Отверстий — 4. Вес одной шт. 12,36 кг. |
|
Накладки двухголовые к рельсам Р43. |
||||
Накладка 1Р43 |
входят в комплект узла стыкового костыльного скрепления рельсов типа Р43 |
ГОСТ 19127-73 |
Отверстий 6. Вес одной шт. 16,01 кг. Количество в 1 тонне 62 шт. |
|
Накладка 2Р43 |
входят в комплект узла стыкового костыльного скрепления рельсов типа Р43 |
ГОСТ 19127-73 |
Отверстий 4. Вес одной шт. 9,49 кг. Количество в 1 тонне 105 шт. |
|
Угловые рельсовые накладки для железных дорог узкой колеи. |
||||
Накладка Р18 |
входят в комплект узла стыкового костыльного скрепления рельсов типа Р18 |
ГОСТ 8141-56 |
Вес одной шт. 3,06 кг. Количество в 1 тонне 327 шт. |
|
Накладка Р24 |
входят в комплект узла стыкового костыльного скрепления рельсов типа Р24 |
ГОСТ 8141-56 |
Вес одной шт.4,22 кг. Количество в 1 тонне 237 шт. |
|
Болты
Болт стыковой предназначен как для скрепления двухголовыми накладками стыков рельс различных типов, так и для их изолирующих стыков.
Изготавливается болт стыковой из стали марки ст20 или ст20кп.
На головке болта наносится маркировка с условным обозначением: производство МКЗ - буква К. На болтах класса прочности 10.9 - наносится буква - П.
Болт клеммный используется для сцепления рельс с подкладкой в раздельных соединениях рельс. Применяется так же с пружинной прутковой клеммой.
Изготавливается болт клеммный из стали марки ст20 или ст20кп. Резьба клеммных болтов с полем допуска 8q, метрическая, шаг резьбы – крупный.
Головку болта маркируют и используют следующие условные обозначения: буквы «К» (производство МКЗ) или «М» (производство МММЗ) и год производства (две последние цифры).
Болт закладной применяется для прикрепления металлических подкладок и рельсов к железобетонным подрельсовым основаниям в рельсовых скреплениях.
На головку болта наносится маркировка, содержащая 2 условных обозначения, а именно: год изготовления (две последние цифры) и букву К (производство МКЗ) или букву М (производство МММЗ).
Наименование |
Назначение |
ГОСТ, ТУ скачать |
Характеристики |
Чертеж |
Болт стыковой М27 |
используется в скреплении накладок Р65 |
ГОСТ 11530-76 |
Вес одной шт. 0,818кг. Количество в 1 тонне 1222 шт. |
|
Болт стыковой М24 |
используется для рельсов типов Р50 |
ГОСТ 11530-76 |
Вес одной шт. 0,585кг. Количество в 1 тонне 1709 шт. |
|
Болт стыковой М22 |
используется для рельсов типов Р43 и Р38 |
ГОСТ 11530-76 |
Вес одной шт. 0,448кг. Количество в 1 тонне 2232 шт. |
|
Болт закладной М22 |
используется в скреплении КБ65 |
ГОСТ 16017-79 |
Вес одной шт. 0,635 кг. Количество в 1 тонне 1574 шт. |
|
Болт клеммный М22 |
используется в скреплении КБ65 |
ГОСТ 16016-79 |
Вес одной шт. 0,345 кг. Количество в 1 тонне 2898 шт. |
|
Гайки
Гайка — это крепежное изделие с резьбовым отверстием и конструктивным элементом для передачи крутящего момента. Применяется в болтовых и шпилечных соединениях, часто в сочетании с шайбой.
Наименование |
Назначение |
ГОСТ, ТУ скачать |
Характеристики |
Чертеж |
Гайка стыковая М22 |
используется с болтами для рельсов типов Р43 и Р38 |
ГОСТ 11532-93 |
Вес одной шт. 0,152кг. Количество в 1 тонне 6579 шт. |
|
Гайка стыковая М24 |
используется с болтами для рельсов типов Р50 |
ГОСТ 11532-93 |
Вес одной шт. 0,153кг. Количество в 1 тонне 6536 шт. |
|
Гайка стыковая М27 |
используется с болтами для рельсов типов Р75 и Р65 |
ГОСТ 11532-93 |
Вес одной шт. 0,22кг. Количество в 1 тонне 4545 шт. |
|
Гайка для клеммных и закладных болтов |
используются с клеммными и закладными болтами |
ГОСТ 16018-79 |
Вес одной шт. 0,114 кг. Количество в 1 тонне 8772 шт. |
|
Шайбы
Шайба — это крепежное изделие с отверстием, подкладываемое под гайку или головку болта либо винта для увеличения опорной поверхности и (или) предотвращения их самоотвинчивания. Пружинная шайба (также называемая гровером) — это разрезная круглая шайба, концы которой расположены в разных плоскостях, служащая для предотвращения самоотвинчивания крепежных изделий посредством ее упругой деформации под нагрузкой. Изготавливается из пружинной стали, как и контрящая шайба (по виду напоминает гровер, но не имеет разреза).
Наименование |
Назначение |
ГОСТ, ТУ скачать |
Характеристики |
Чертеж |
Шайба пружинная путевая М27 |
используется с болтами для рельсов типов Р75 и Р65 |
ГОСТ 19115-91 ТУ 14-4-1440-87 |
Вес одной шт. 0,093кг. Количество в 1 тонне 10753 шт. |
|
Шайба пружинная путевая М24 |
используется с болтами для рельсов типов Р50 |
ГОСТ 19115-91 ТУ 14-4-1440-87 |
Вес одной шт. 0,068кг. Количество в 1 тонне 14706 шт. |
|
Шайба пружинная путевая М22 |
используется с болтами для рельсов типов Р43 и Р38 |
ГОСТ 19115-91 ТУ 14-4-1440-87 |
Вес одной шт. 0,049кг. Количество в 1 тонне 20408 шт. |
|
Шайба пружинная двухвитковая |
используется в скреплении КБ |
ГОСТ 21797-76 |
Вес одной шт. 0,12кг. Количество в 1 тонне 8333 шт. |
|
Шайба-скоба ЦП-138 |
используется в скреплении КБ |
|
Вес одной шт. 0.09кг. Количество в 1 тонне - 11111 шт. |
|
Шуруп путевой
Шуруп — крепежное изделие в форме стержня со специальной наружной резьбой, резьбовым коническим концом и головкой на другом конце, образующее резьбу в отверстии соединяемого изделия.
Шуруп путевой применяется в конструкциях рельсовых скреплений, соединений и пересечений железнодорожного пути и используется для прикрепления рельсов к деревянным шпалам или подстрелочным брусьям.
Согласно существующим нормативам, шуруп путевой выпускается в соответствовии с требованиями ГОСТ 809-71.
Изготавливаются шурупы из стали марок Ст3, Ст20, Ст10кп и Ст20кп (кроме тех, что предназначены для районов Крайнего Севера, где применение путевых шурупов, изготовленных из кипящих марок стали, не допускается).
Как правило, путевые шурупы выпускаются без покрытия, однако в некоторых случаях применяется цинковое покрытие с хроматированием толщиной 15 мкм.
На поверхности шурупов не допускаются: трещины, расслоения и пережженные места, смещение оси головки относительно оси стержня более 1 мм, швы от разъема матриц высотой более 0,5 мм и ступеньки более 0,3 мм от смещения матриц.
На торце квадратной части головки шурупов маркируют: условное обозначение или товарный знак предприятия-изготовителя.
Наименование |
Назначение |
ГОСТ, ТУ скачать |
Характеристики |
Чертеж |
Шуруп путевой 24х170 |
используется для скрепления КД и СК |
ГОСТ 809-71 |
Вес одной шт. 0,56 кг. Количество в 1 тонне 1786 шт. |
|
Костыль путевой
Предназначены для крепления железнодорожных рельсов к деревянным шпалам. Длина костылей 165 , 205 и 230 мм. Сечение квадратное со стороной 16 мм. Сталь марки СтЗкп. При использовании узкоколейных рельс применяется костыль длиной 120,130мм и сечением 12,13,14мм.
Наименование |
Назначение |
ГОСТ, ТУ скачать |
Характеристики |
Чертеж |
Костыль 205 |
используется в костыльном скреплении |
ГОСТ 5812-82 |
Вес одной шт. 0,458кг. Количество в 1 тонне — 2183 шт. |
|
Костыль 165 |
используется в костыльном скреплении |
ГОСТ 5812-82 |
Вес одной шт. 0,378кг. Количество в 1 тонне — 2645 шт. |
Клемма ПК
Клемма промежуточная ПК применяются для крепления рельсов к металлическим подкладкам в раздельных скреплениях КБ, КД, СК и стрелочных переводах.
Наименование |
Назначение |
ГОСТ, ТУ скачать |
Характеристики |
Чертеж |
Клемма ПК |
применяемые для скрепления железнодорожных рельсов в раздельных рельсовых скреплениях |
ГОСТ 22343-90 |
Вес одной шт. 0,64кг. Количество в 1 тонне 1563 шт. |
|
Противоугон
Противоугоны пружинные к железнодорожным рельсам предназначаются для закрепления от продольного перемещения рельсов марки Р43, Р50, Р65 и Р75 в конструкциях верхнего строения пути. Вид климатического исполнения УХЛ 1 ГОСТ 15150-69. Поперечное сечение заготовки для противоугонов может быть квадратным, прямоугольным, трапециевидным, Т-образным, П-образным.
Наименование |
Назначение |
ГОСТ, ТУ скачать |
Характеристики |
Чертеж |
Противоугон П50 |
входит в комплект узла промежуточного костыльного скрепления рельсов типа Р50 |
ТУ 32 ЦП 811-95 |
Вес одной шт. 1,22кг. Количество в 1 тонне 820 шт. |
|
Пр��тивоугон П65 |
входит в комплект узла промежуточного костыльного скрепления рельсов типа Р65 |
ТУ 32 ЦП 811-95 |
Вес одной шт. 1,36 кг. Количество в 1 тонне 735 шт. |
Втулка
Втулка изолирующая предназначена для электрической изоляции закладных болтов от узла рельсового скрепления и применяется в рельсовых скреплениях типа КБ-65 и КБ-50 и изготовлена в соответствии с техническими условиями ТУ-3185-024-55239716-2006 "Втулки изолирующие полимерные для рельсовых скреплений железнодорожного пути".
Наименование |
Назначение |
ГОСТ, ТУ скачать |
Характеристики |
Чертеж |
Втулка изолирующая ЦП-142 |
применяется в рельсовых скреплениях типа КБ |
ТУ-3185-024-55239716-2006 |
Вес одной шт. 0,04 кг. Количество в 1 тонне 25000 шт. |
|
Скрепление ЖБР
Наименование |
Назначение |
ГОСТ, ТУ скачать |
Характеристики |
Чертеж |
Клемма пружинная прутковая ЦП 369.102 |
для соединения рельсов с подрельсовым основанием на железобетонных шпалах |
ТУ ЦП 369 ТУ-1 |
Вес одной шт. 0,92кг. Количество в 1 тонне 1086 шт. |
Скрепление ЖБР
|
Скоба прижимная ЦП 369.103
|
для крепления клеммы в комплекте узла промежуточного нераздельного скрепления ЖБР65 на железобетонных шпалах |
ТУ ЦП 369 ТУ-3
|
Вес одной шт. 0,23кг. Количество в 1 тонне 4347 шт. |
|
Скоба упорная ЦП 369.301 |
для крепления клеммы в комплекте узла промежуточного нераздельного скрепления ЖБР65 на железобетонных шпалах |
ТУ ЦП 369 ТУ-2 |
Вес одной шт. 1,38кг. Количество в 1 тонне 724 шт. |
|
Прокладка упругая ЦП 369.104 |
для установки под скобу упорную в безподкладочном рельсовом скреплении ЖБР65 |
ТУ ЦП 369 ТУ-4 |
Вес одной шт. 0,1кг. Количество в 1 тонне 10000 шт. |