Ж/д крепёж

Железнодорожный крепёж — это изделия для крепления, применяемые в конструкциях верхнего строения пути железных дорог:

      Основные функции рельсовых скреплений:

  • сохраняют неизменность ширины колеи;
  • противодействуют «угону» рельсов, т.е. предотвращают перемещение рельсов в продольном направлении;
  • обеспечивают пространственную упругость пути, что влияет на уровень износа рельсов и колесных пар;
  • обеспечивают виброгашение, что влияет на интенсивность неравномерной осадки шпал;
  • обеспечивают возможность регулировки рельсовых нитей по высоте и в плане.

        В составе ж/д крепежа следующие изделия: подкладки, накладки, болты, гайки, шайбы, шурупы, костыли, клеммы, противоугоны, втулки и т.д.

      Подкладка

       Подкладка — это составляющие рельсовых соединений. На подкладку может опираться рельс, вместе с которой прикрепляется к шпалам костылями и шурупами.

       По сортаменту, химическому составу и механическим свойствам подкладки отвечают требованиям ГОСТ 12135-75, ГОСТ 8194-75, ГОСТ 3280-84, ГОСТ 380-94, ГОСТ 535-88.

       Подкладки изготавливаются из полос, прокатанных из стали марок Ст4, Ст5 (ГОСТ 380-94, категории 2 и 3) по ГОСТ 535-88.

       Для повышения коррозийной стойкости подкладки должны изготавливаться с массовой долей меди от 0,2 до 0,4%. Допускается изготовление подкладок из полос с массовой долей углерода в стали не менее 0,16%. При этом, суммарное количество углерода и 1/4 марганца должно составлять не менее 0,28%.

       Поверхности прилегания подкладок к подошве рельсов и к шпале — плоские.

Наименование

Назначение

ГОСТ, ТУ

Вес

Чертеж

Подкладки костыльного скрепления к железнодорожным рельсам.

Подкладка Д 65

входят в комплект узла костыльного скрепления рельсов типа Р75 и Р65

 ГОСТ 8194-75

ГОСТ 3280-84

Длина 360 мм. Ширина 170 мм. Отверстий — 5.    Вес одной шт. 7,66кг.              Количество в 1 тонне 130 шт.  

 

 

Подкладка ДН 65

входят в комплект узла костыльного скрепления рельсов типа Р75 и Р65

 ГОСТ 8194-75

Длина 380 мм. Ширина 170мм.              Отверстий 5.         Вес одной шт. 7,83кг.       Количество в 1 тонне 127 шт.  

Подкладка ДН6-65

входят в комплект узла костыльного скрепления в кривых участках пути для рельсов типа Р75 и Р65

 ГОСТ 8194-75

Длина 380 мм. Ширина 185 мм. Отверстий 6.          Вес одной шт. 8.44кг.             Количество в 1 тонне 118 шт.

 

 

 

 

Подкладка СД 65

применяются в конструкциях костыльного скрепления железнодорожного пути на деревянных шпалах, где не требуется наклон рельсовых нитей

ГОСТ 8194-75

ГОСТ 3280-84

Длина 330 мм. Ширина 170 мм. Отверстий  5.        Вес одной шт. 7,22 кг.              Количество в 1 тонне 139 шт.

 

Подкладка КБ 65

входят в комплект узла раздельного промежуточного скрепления на железобетонных шпалах для рельсов типа Р75 и Р65

ГОСТ 16277-93

ТУ 14-2Р-294-94

Длина 370 мм. Ширина  140 мм. Отверстий 2.         Вес одной шт. 7,0 кг.              Количество в 1 тонне 143 шт.

 

 

 

 

Подкладка КД 65

входят в комплект узла раздельного промежуточного скрепления КД65 на деревянных шпалах с рельсами типов Р75 и Р65

 ГОСТ 16277-93

ТУ 32-ЦП-820-97

Длина 380 мм. Ширина 185 мм. Отверстий 6.         Вес одной шт. 9,6 кг.                          Количество в 1 тонне 118 шт.    

 

 

Подкладка СК 65

входят в комплект узла раздельного рельсового скрепления на деревянных и железобетонных шпалах, а также в конструкции шурупного скрепления стрелочных переводов.

 ГОСТ 16277-93

ТУ 14-2Р-322-96

Длина 370 мм. Ширина 165 мм. Отверстий 4.           Вес одной шт. 8,4 кг. Количество в 1 тонне 119 шт.

 

Подкладка КБ 50

входят в комплект узла раздельного промежуточного скрепления КБ50 на железобетонных шпалах для рельсов типа Р50

 ГОСТ 16277-93

Длина 370 мм. Ширина 140 мм. Отверстий 2.          Вес одной шт. 6,95 кг.               Количество в 1 тонне 143 шт.       

 

 

Подкладка СК 50

входят в комплект узла ��аздельного рельсового скрепления на деревянных и железобетонных шпалах, а также в конструкции шурупного скрепления стрелочных переводов.

 ГОСТ 16277-93

Длина 370 мм. Ширина 165 мм. Отверстий 4.         Вес одной шт. 8,4 кг. Количество в 1 тонне 119 шт.

 

 

Подкладка Д 50

входят в комплект узла костыльного скрепления для рельсов типа Р50

 ГОСТ 12135-75

ГОСТ 3280-84

Длина 310 мм. Ширина 170 мм. Отверстий 5.         Вес одной шт. 6,2 кг. Количество в 1 тонне 161 шт.       

  

 

Подкладка СД 50

применяются в конструкциях костыльного скрепления железнодорожного пути на деревянных шпалах, где не требуется наклон рельсовых нитей.

 ГОСТ 12135-75

ГОСТ 3280-84

Длина 310 мм. Ширина 170 мм. Отверстий 5.         Вес одной шт. 6,5 кг. Количество в 1 тонне 154 шт.       

 

 

Подкладка Д 43

входят в комплект узла костыльного скрепления рельсов типа Р43

 ГОСТ 7056-77

Длина 290 мм. Ширина 160 мм. Отверстий 5.          Вес одной шт. 5,26 кг.                    Количество в 1 тонне 190 шт.

 

 

Подкладка Р 33 исполнение 1

входят в комплект узла костыльного скрепления рельсов типа Р33

ГОСТ 8142-89

ГОСТ 3280-94

Длина 185 мм. Ширина 150 мм. Отверстий 3.          Вес одной шт. 2,83 кг.               Количество в 1 тонне 353 шт.

 

Подкладка Р 33 исполнение 2

входят в комплект узла костыльного скрепления рельсов типа Р33

 ГОСТ 8142-89

ГОСТ 3280-94

Длина 185 мм. Ширина 150 мм. Отверстий 3.         Вес одной шт. 2,83 кг.                Количество в 1 тонне 353 шт.

 

Подкладка Р 24

входят в комплект узла костыльного скрепления рельсов типа Р24

 ГОСТ 8142-89

Длина 185 мм. Ширина 100 мм. Отверстий 3.           Вес одной шт. 1,86 кг.              Количество в 1 тонне 538 шт.

 

Подкладка Р 18

входят в комплект узла костыльного скрепления рельсов типа Р18

ГОСТ 8142-89

Длина 185 мм. Ширина 100 мм. Отверстий 3.           Вес одной шт. 1,855 кг.                Количество в 1 тонне 540 шт.

 

 

 Накладки— это часть рельсового скрепления. Накладка крепится к рельсу стыковыми болтами, тем самым соединяя рельсы между собой.

       Накладки — основной элемент болтовых стыков. В настоящее время применяются простые по форме двухголовые накладки, которые обеспечивают нормальную работу стыка плотным прилеганием и достаточным прижатием их рабочих граней к рельсу, а также своей длиной.

       Двухголовые накладки почти повсеместно изготавливаются распирающими, т.е. они входят, как клин, между наклонными плоскостями головки и подошвы рельса, образующими пазухи. Это позволяет подтягиванием стыковых болтов выбирать зазоры между накладками и рельсами, обеспечивая необходимую плотность, заклинивая накладки в пазухе рельсов.

       К рельсам Р-75 и Р-65 накладки изготавливают взаимозаменяемыми длиной 800 и 1000 мм — соответственно четырех- и шестидырные, а к рельсам Р-50 — длиной 820 мм только шестидырые.

       В накладке чередуются круглые и овальные отверстия, предопределяя поочередную постановку болтов гайками то наружу колеи, то внутрь.

       Накладки изготавливают из полностью раскисленной спокойной мартеновской стали М54 с содержанием углерода 0,45-0,62%, временным сопротивлением на разрыв не менее 860 МПа, пределом текучести — не менее 540 МПа, твердостью по Бринеллю в пределах 235-388 НВ.

       У накладок второго сорта один торец замаркирован несмываемой красной краской с шириной полосы не менее 20 мм. Накладки 2-го сорта используются на промышленных путях.

Наименование

Назначение

ГОСТ, ТУ

Вес

Чертеж

Накладки двухголовые к рельсам Р65, Р75.

Накладка 1Р65

входят в комплект узла стыкового костыльного скрепления рельсов типа Р65

 ГОСТ 8193-73

Отверстий 6.          Вес одной шт. 29,5 кг.                Количество в 1 тонне 34 шт.                    

 

Накладка 2Р-65

входят в комплект узла стыкового костыльного скрепления рельсов типа Р65

 ГОСТ 8193-73

Отверстий 4.           Вес одной шт. 23,78 кг.                 Количество в 1 тонне 42 шт.                    

Накладки двухголовые к рельсам Р50.

Накладка 1Р50

входят в комплект узла стыкового костыльного скрепления рельсов типа Р50

ГОСТ 19128-73

Отверстий 6.           Вес одной шт. 18,77 кг.                Количество в 1 тонне 53 шт. 

 

 

Накладка 2Р50

входят в комплект узла стыкового костыльного скрепления рельсов типа Р50

ГОСТ 19128-73

Отверстий — 4.      Вес одной шт. 12,36 кг.            

 

 

Накладки двухголовые к рельсам Р43.

Накладка 1Р43

входят в комплект узла стыкового костыльного скрепления рельсов типа Р43

ГОСТ 19127-73

Отверстий 6.            Вес одной шт. 16,01 кг.                        Количество в 1 тонне 62 шт.

 

 

Накладка 2Р43

входят в комплект узла стыкового костыльного скрепления рельсов типа Р43

ГОСТ 19127-73

Отверстий 4.               Вес одной шт. 9,49 кг. Количество в 1 тонне 105 шт.

 

Угловые рельсовые накладки для железных дорог узкой колеи.

Накладка Р18

входят в комплект узла стыкового костыльного скрепления рельсов типа Р18

ГОСТ 8141-56

Вес одной шт. 3,06 кг.                 Количество в 1 тонне 327 шт.

 

Накладка Р24

входят в комплект узла стыкового костыльного скрепления рельсов типа Р24

ГОСТ 8141-56

Вес одной шт.4,22 кг.                Количество в 1 тонне 237 шт.

   

       Болты

       Болт стыковой предназначен как для скрепления двухголовыми накладками стыков рельс различных типов, так и для их изолирующих стыков.

       Изготавливается болт стыковой из стали марки ст20 или ст20кп.

       На головке болта наносится маркировка с условным обозначением: производство МКЗ - буква К. На болтах класса прочности 10.9 - наносится буква - П.

       Болт клеммный используется для сцепления рельс с подкладкой в раздельных соединениях рельс. Применяется так же с пружинной прутковой клеммой.

       Изготавливается болт клеммный из стали марки ст20 или ст20кп. Резьба клеммных болтов с полем допуска 8q, метрическая, шаг резьбы – крупный.

       Головку болта маркируют и используют следующие условные обозначения: буквы «К» (производство МКЗ) или «М» (производство МММЗ) и год производства (две последние цифры).

       Болт закладной применяется для прикрепления металлических подкладок и рельсов к железобетонным подрельсовым основаниям в рельсовых скреплениях.

       На головку болта наносится маркировка, содержащая 2 условных обозначения, а именно: год изготовления (две последние цифры) и букву К (производство МКЗ) или букву М (производство МММЗ). 

Наименование

Назначение

ГОСТ, ТУ

скачать

Характеристики

Чертеж

Болт стыковой М27

используется в скреплении накладок Р65

 ГОСТ 11530-76

Вес одной шт. 0,818кг.                  Количество в 1 тонне 1222 шт.

 

 

Болт стыковой М24

используется для рельсов типов Р50

 ГОСТ 11530-76

Вес одной шт. 0,585кг.                Количество в 1 тонне 1709 шт.

 

 

Болт стыковой М22

используется для рельсов типов Р43 и Р38

 ГОСТ 11530-76

Вес одной шт. 0,448кг.                Количество в 1 тонне 2232 шт.

 

                         

Болт закладной М22

используется в скреплении КБ65

 ГОСТ 16017-79

Вес одной шт. 0,635 кг.                 Количество в 1 тонне 1574 шт.

 

 

Болт клеммный М22

используется в скреплении КБ65

ГОСТ 16016-79

Вес одной шт. 0,345 кг.                 Количество в 1 тонне 2898 шт.

 

  

      Гайки

       Гайка — это крепежное изделие с резьбовым отверстием и конструктивным элементом для передачи крутящего момента. Применяется в болтовых и шпилечных соединениях, часто в сочетании с шайбой. 

Наименование

Назначение

ГОСТ, ТУ

скачать

Характеристики

Чертеж

Гайка стыковая М22

используется с болтами для рельсов типов Р43 и Р38

 ГОСТ 11532-93

Вес одной шт. 0,152кг.          Количество в 1 тонне 6579 шт.

 

 

 

 

 

Гайка стыковая М24

используется с болтами для рельсов типов Р50

 ГОСТ 11532-93

Вес одной шт. 0,153кг.           Количество в 1 тонне 6536 шт.

Гайка стыковая М27

используется с болтами для рельсов типов Р75 и Р65

 ГОСТ 11532-93

Вес одной шт. 0,22кг.            Количество в 1 тонне 4545 шт.

Гайка для клеммных и закладных болтов

используются с клеммными и закладными болтами

ГОСТ 16018-79

Вес одной шт. 0,114 кг.                Количество в 1 тонне 8772 шт.

 

      Шайбы

       Шайба — это крепежное изделие с отверстием, подкладываемое под гайку или головку болта либо винта для увеличения опорной поверхности и (или) предотвращения их самоотвинчивания. Пружинная шайба (также называемая гровером) —  это разрезная круглая шайба, концы которой расположены в разных плоскостях, служащая для предотвращения самоотвинчивания крепежных изделий посредством ее упругой деформации под нагрузкой. Изготавливается из пружинной стали, как и контрящая шайба (по виду напоминает гровер, но не имеет разреза).

Наименование

Назначение

ГОСТ, ТУ

скачать

Характеристики

Чертеж

Шайба пружинная путевая М27

используется с болтами для рельсов типов Р75 и Р65

ГОСТ 19115-91

ТУ 14-4-1440-87

Вес одной шт. 0,093кг.         Количество в 1 тонне 10753 шт.

 

 

 

 

 

Шайба пружинная путевая М24

используется с болтами для рельсов типов Р50

 ГОСТ 19115-91

ТУ 14-4-1440-87

Вес одной шт. 0,068кг.       Количество в 1 тонне 14706 шт.

Шайба пружинная путевая М22

используется с болтами для рельсов типов Р43 и Р38

 ГОСТ 19115-91

ТУ 14-4-1440-87

Вес одной шт. 0,049кг.       Количество в 1 тонне 20408 шт.

Шайба пружинная двухвитковая

используется в скреплении КБ

 ГОСТ 21797-76

Вес одной шт. 0,12кг. Количество в 1 тонне 8333 шт.

 

 

Шайба-скоба ЦП-138

используется в скреплении КБ

 

 

Вес одной шт. 0.09кг. Количество в 1 тонне - 11111 шт.

 

      Шуруп путевой

       Шуруп — крепежное изделие в форме стержня со специальной наружной резьбой, резьбовым коническим концом и головкой на другом конце, образующее резьбу в отверстии соединяемого изделия.

       Шуруп путевой применяется в конструкциях рельсовых скреплений, соединений и пересечений железнодорожного пути и используется для прикрепления рельсов к деревянным шпалам или подстрелочным брусьям.

       Согласно существующим нормативам, шуруп путевой выпускается в соответствовии с требованиями ГОСТ 809-71.

       Изготавливаются шурупы из стали марок Ст3, Ст20, Ст10кп и Ст20кп (кроме тех, что предназначены для районов Крайнего Севера, где применение путевых шурупов, изготовленных из кипящих марок стали, не допускается).

       Как правило, путевые шурупы выпускаются без покрытия, однако в некоторых случаях применяется цинковое покрытие с хроматированием толщиной 15 мкм.

       На поверхности шурупов не допускаются: трещины, расслоения и пережженные места, смещение оси головки относительно оси стержня более 1 мм, швы от разъема матриц высотой более 0,5 мм и ступеньки более 0,3 мм от смещения матриц.

       На торце квадратной части головки шурупов маркируют: условное обозначение или товарный знак предприятия-изготовителя. 

Наименование

Назначение

ГОСТ, ТУ

скачать

Характеристики

Чертеж

Шуруп путевой 24х170

используется для скрепления КД и СК

ГОСТ 809-71

Вес одной шт. 0,56 кг. Количество в 1 тонне 1786 шт.

 

 

  

       Костыль путевой

     Предназначены для крепления железнодорожных рельсов к деревянным шпалам. Длина костылей 165 , 205 и 230 мм. Сечение квадратное со стороной 16 мм. Сталь марки СтЗкп. При использовании узкоколейных рельс применяется костыль длиной 120,130мм и сечением 12,13,14мм.

Наименование

Назначение

ГОСТ, ТУ

скачать

Характеристики

Чертеж

Костыль 205

используется в костыльном скреплении

 ГОСТ 5812-82

Вес одной шт. 0,458кг.         Количество в 1 тонне — 2183 шт.

 

 

 

Костыль 165

используется в костыльном скреплении

 ГОСТ 5812-82

Вес одной шт. 0,378кг.        Количество в 1 тонне — 2645 шт. 

       Клемма ПК

       Клемма промежуточная ПК применяются для крепления рельсов к металлическим подкладкам в раздельных скреплениях КБ, КД, СК и стрелочных переводах. 

Наименование

Назначение

ГОСТ, ТУ

скачать

Характеристики

Чертеж

Клемма ПК

применяемые для скрепления железнодорожных рельсов в раздельных рельсовых скреплениях

 ГОСТ 22343-90

Вес одной шт. 0,64кг. Количество в 1 тонне 1563 шт.

 

  

      Противоугон

       Противоугоны пружинные к железнодорожным рельсам предназначаются для закрепления от продольного перемещения рельсов марки Р43, Р50, Р65 и Р75 в конструкциях верхнего строения пути. Вид климатического исполнения УХЛ 1 ГОСТ 15150-69. Поперечное сечение заготовки для противоугонов может быть квадратным, прямоугольным, трапециевидным, Т-образным, П-образным.

Наименование

Назначение

ГОСТ, ТУ

скачать

Характеристики

Чертеж

Противоугон П50

входит в комплект узла промежуточного костыльного скрепления рельсов типа Р50

ТУ 32 ЦП 811-95

Вес одной шт. 1,22кг. Количество в 1 тонне 820 шт.

 

 

Пр��тивоугон П65

входит в комплект узла промежуточного костыльного скрепления рельсов типа Р65

ТУ 32 ЦП 811-95

Вес одной шт. 1,36 кг. Количество в 1 тонне 735 шт.

      Втулка

 

       Втулка изолирующая предназначена для электрической изоляции закладных болтов от узла рельсового скрепления и применяется в рельсовых скреплениях типа КБ-65 и КБ-50 и изготовлена в соответствии с техническими условиями ТУ-3185-024-55239716-2006 "Втулки изолирующие полимерные для рельсовых скреплений железнодорожного пути".

Наименование

Назначение

ГОСТ, ТУ

скачать

Характеристики

Чертеж

Втулка изолирующая ЦП-142

применяется в рельсовых скреплениях типа КБ

ТУ-3185-024-55239716-2006

Вес одной шт. 0,04 кг. Количество в 1 тонне 25000 шт.

 

  

Скрепление ЖБР 

Наименование

Назначение

ГОСТ, ТУ

скачать

Характеристики

Чертеж

Клемма пружинная прутковая          ЦП 369.102

для соединения рельсов с подрельсовым основанием на железобетонных шпалах

ТУ ЦП 369 ТУ-1

Вес одной шт. 0,92кг.         Количество в 1 тонне 1086 шт.

Скрепление ЖБР

 

 

Скоба прижимная ЦП 369.103

 

 

для крепления клеммы в комплекте узла промежуточного нераздельного скрепления ЖБР65 на железобетонных шпалах

ТУ ЦП 369 ТУ-3

 

 

Вес одной шт. 0,23кг.         Количество в 1 тонне 4347 шт.

Скоба упорная  ЦП 369.301

 для крепления клеммы в комплекте узла промежуточного нераздельного скрепления ЖБР65 на железобетонных шпалах

ТУ ЦП 369 ТУ-2

Вес одной шт. 1,38кг.         Количество в 1 тонне 724 шт.

Прокладка упругая ЦП 369.104

для установки под скобу упорную в безподкладочном рельсовом скреплении ЖБР65

ТУ ЦП 369 ТУ-4

Вес одной шт. 0,1кг.         Количество в 1 тонне 10000 шт.